Государственная и правовая деятельность Марка Порция Катона Старшего
Глава 1
Вологодский государственный педагогический университет.
Вологда «Русь» 2004.
Публикуется по электронному варианту, предоставленному автором.
§ 2. Катон Старший в годы Второй Пунической войны.
Началом карьеры Катона Старшего следует считать его вступление на военную службу. Еще Полибий отметил связь между продвижением по лестнице должностей и службой в армии. «Занять государственную должность никто не может прежде, чем он не совершит десять годичных походов», — сообщает он (6. 19. 4). Согласно традиции, Катон получил свое первое воинское жалованье (stipendium) в 17 лет — возраст, с которого римский гражданин считался военнообязанным (Nep. Cat. 1; Plut. Cat. Mai. 1). Первые годы армейской службы Катона вызывают споры в научной литературе, в основном по причине почти полного отсутствия сведений об этом периоде его жизни. Так, дискуссионной является дата начала службы Катона. В отечественной литературе называется 217 г. до н. э.77 Немецкие ученые, за исключением Ф. Мюнцера, относят начало службы Катона к 216 г. до н. э.78 Сомнению подвергается и участие Катона в битве под Каннами79. Сам Цензор нигде не говорит о том, что он был участником этой битвы. Можно, конечно, предположить, что в интересах Катона было скрыть этот факт его биографии. Следует, однако, учитывать, что остатки войск, участвовавших в битве при Каннах, были сосланы на Сицилию, где оставались на положении своего рода «штрафных батальонов» вплоть до конца войны (Liv. 25. 5. 10, 7. 4; Plut. Marc. 13). Кроме того, цензоры 209 г. до н. э. Марк Корнелий Цетег и Публий Семпроний Тудитан отобрали лошадей (т. е. исключили из всаднического сословия) у тех, кто при Каннах служил в коннице и потом оказался на Сицилии. Им также не были засчитаны прежние походы, проделанные в качестве equites equo publico (Liv. 27. 11. 13—
Более надежными выглядят сведения о пребывании Катона в армии Марка Клавдия Марцелла на Сицилии. Корнелий Непот сообщает, что в 214 г. до н. э. Катон стал военным трибуном80. По-видимому, Д. Кинаст прав в том, что первые годы службы дали Катону не только военный опыт, но и покровительство Марка Клавдия Марцелла, которое открыло для него возможности быстрой карьеры81. Справедливость этого мнения подтверждают данные просопографического анализа эпохи Ганнибаловой войны. Наряду с Катоном мы можем обнаружить большую группу «новичков», выдвинувшихся в эти годы: Квинт Минуций Терм, Маний Ацилий Глабрион, Гай Лелий, Секст Дигитий, Марк Марций Ралла, Луций Бебий Дивес, Гней Октавий, Спурий Лукреций, Авл Апустий Фуллеон, Авл и Луций Гостилии Катоны и др. Анализ их карьеры показывает принадлежность данной группы лиц к клиентеле знатных фамилий, и, прежде всего, Сципиона Африканского82. Внедрение в круг знатного магистрата было обычным путем всадника — «новичка», поскольку поступление в клиентелу обеспечивало его продвижение к курульным должностям и в сенат83.
В данном случае мы сталкиваемся с явлением, выходящим за рамки чисто политических отношений. К настоящему времени накоплен большой с.20 материал, позволяющий говорить о том, что в римском обществе личность могла реализовать себя лишь в рамках клана, фамилии, группы, связанной общими интересами, т. е. через принадлежность к большому или малому коллективу. Римскую общину на всех уровнях пронизывало множество разнообразных социальных групп, объединенных отношениями фамилиальной, амикальной, региональной, религиозной солидарности84. По мнению активно разрабатывающего данную проблематику
В этой связи привлекает внимание большое число «новых людей», с.21 начавших проявлять себя в римской политике со второй половины Ганнибаловой войны. Как уже отмечалось, много «новичков» было в окружении Сципиона Африканского. В
В армии Марцелла Катон находился, видимо, до 210 г. до н. э.93 Затем на какое-то время он возвращается в отцовское поместье в Сабинии. С этого момента, как сообщают источники, завязываются его отношения со знатной патрицианской семьей Валериев Флакков (Nep. Cat. 1; Plut. Cat. Mai. 3). Возглавлявший фамилию Публий Валерий Флакк был влиятельной фигурой того времени: консул 227 г. до н. э., в 219 г. до н. э. он принимал участие в посольстве к Ганнибалу (Liv. 21. 6. 8; Cic. Phil. 5. 10. 27). В 215—
Заручившись поддержкой такого авторитетного патриция, как Публий Валерий Флакк, Катон мог рассчитывать на быстрое продвижение. Действительно, 210 г. до н. э. оказался в определенном смысле рубежным для Катона, который перебирается в Рим при поддержке Луция Валерия Флакка, сына Публия. Однако, и заручившись покровительством Валериев, Катон не прерывает контактов с Клавдиями. В 207 г. до н. э. он служит под началом Гая Клавдия Нерона. Вместе с сыном Марцелла Марком Клавдием Марцеллом Катон исполняет претуру. Под началом Марцелла-сына, консула 196 г. до н. э., проходят выборы, на которых Катон добивается консулата. Благодаря с.22 вмешательству Катона, в 189 г. до н. э. был устранен претендовавший на цензуру Маний Ацилий Глабрион и должность получает все тот же Марцелл. В 195 г. до н. э. вместе с Катоном в Испании воюет претор Аппий Клавдий Нерон (Liv. 33. 43. 5).
По источникам, однако, хорошо просматриваются и дружеские связи между Валериями и Клавдиями Марцеллами94. Как нам представляется, фигуры Катона, Марцелла и Публия Валерия Флакка связывает 216 г. до н. э., когда Катон начал военную службу, Марцелл командовал армией, стоявшей в Ноле, а Публий Валерий Флакк был его легатом (Liv. 23. 16. 13). В пользу нашего предположения говорит традиция, указывающая на то, что Катон воевал в Кампании, хотя его пребывание там увязывается с фигурой Квинта Фабия Максима и датируется более поздним временем (Cic. Senect. 10—
Традиция, связывавшая Катона и Валериев только с 210 г. до н. э., в данном случае, возможно, неверна. Восстанавливаемая по источникам связь Катона с Валериями через Марцелла выглядит не совсем убедительной. Куда более правдоподобным кажется то, что первые контакты возникли между Валериями и Порциями, чьи поместья соседствовали в Сабинии. Обычным был порядок, когда «знатные патроны продвигали своих знакомцев и соседей по имению на должности»98. Именно Валерии, по крайней мере, с поколения Публия связанные с Клавдиями, могли ввести Катона в круг Марцелла, что, видимо, и произошло в 216 г. до н. э. в Кампании. Осенью 214 г. до н. э. вместе с армией Марцелла Катон отбывает на Сицилию. Самому Катону, по всей видимости, были важны связи, как с Клавдиями, так и с Валериями. Источники сохранили смутные воспоминания об оппозиции Марцеллу со стороны части патрицианских семей99. Возможно, это связано с сохранившим актуальность и в конце III в. до с.23 н. э. политическим соперничеством между патрицианскими и плебейскими фамилиями100. Марцелл, будучи представителем плебейской ветви Клавдиев, даже добившись громкой военной славы, в незримой иерархии, существовавшей внутри нобилитета, мог занимать место ниже патриция Публия Валерия Флакка. Заручившись поддержкой Марцелла (и через него — других Клавдиев) Катон мог рассчитывать на успешное продвижение по военной службе. Для всадника-муниципала он добился многого, дважды став комициальным военным трибуном в 214 и 207 гг. до н. э. С другой стороны, опираясь на связи Валериев, которые способствовали его введению в политическую жизнь Рима, Катон имел все возможности для удачной политической карьеры: 204 г. до н. — квестура, 199 г. до н. э. — эдилитет, 198 г. до н. э. — претура, 195 г. до н. э. — консулат. Серьезное сопротивление со стороны знати, как дает почувствовать Ливий, Катон стал испытывать только при попытке получить цензуру (Liv. 39. 41. 1—
Перебравшись в 210 г. до н. э. в Рим, Катон продолжил свою деятельность в качестве судебного оратора (Nep. Cat. 1; Plut. Cat. Mai. 3). По-видимому, перед нами начало карьеры публичного политика. В то же время Цицерон сообщает, что уже в следуем 209 г. до н. э. Катон служит под началом Квинта Фабия Максима и принимает участие во взятии Тарента (Cic. Senect. 10, 39; ср. Plut. Cat. Mai. 2). Сообщение это выглядит довольно сомнительным, поскольку армия Марцелла, в которой находился Катон, оставалась в Сицилии до 210 г. до н. э., в то время как армия, которую Фабий привел под Тарент, была сформирована еще в 211 г. до н. э.101 Можно предположить, что Катон покинул Сицилию в 211 г. до н. э. и присоединился к Фабию, однако тогда придется отказаться от традиции, связанной с Валериями Флакками и переездом Цензора в Рим. Никаких серьезных оснований отказываться от источников в пользу логической конструкции, не основанной на реально существующей традиции, нет. Однако, одновременно с войском Фабия в Апулии действовала армия Марцелла, задачей которого было задержать Ганнибала, пока шла осада Тарента (Liv. 27. 12. 2). Если предположить, что Катон по-прежнему служил у Марцелла, подчинявшегося в 209 г. до н. э. консулу Квинту Фабию Максиму, это, возможно, в какой-то степени снимет имеющиеся в источниках противоречия.
Обращает на себя внимание погибший в битве под Канузией военный трибун Марк Гельвий (Liv. 27. 12. 16). Имя его выводит на исполнявшего в паре с Катоном эдилитет и претуру Гая Гельвия. В консульство Катона, во время войны в Испании, в Дальней Испании действовал пропретор Марк Гельвий, также, видимо, связанный с Цензором. Возможно, связь Катона с Гельвиями берет начало в годы Ганнибаловой войны. Привлекает внимание и совпадение смерти Марка Клавдия Марцелла в 207 г. до н. э. с появлением в том же году Катона в армии Гая Клавдия Нерона. Катон, как можно заметить, по-прежнему патронируется Клавдиями, чье присутствие хорошо заметно в армии Нерона: военный трибун Тиберий Клавдий Азелл, префект союзников Публий Клавдий, Квинт Клавдий Фламин, в связке с которым действует Нерон под Тарентом.
с.24 Выборы магистратов на 207 г. до н. э. принесли победу сразу двум Порциям: Луций Порций Лицин получил претуру, а Марк Порций Катон стал комициальным военным трибуном (Liv. 27. 35. 11; Nep. Cat. 1). В 210 г. до н. э., когда Катон появляется в Риме, Лицин был плебейским эдилом. Нерон, перебросив войска на север, чтобы перехватить армию Газдрубала, сотрудничает с Лицином, получившим Галлию в качестве провинции. Вероятно, Нерон и Лицин были знакомы, поскольку оба принимали участие в битве под Капуей (Liv. 26. 5. 8; 6. 1). Лицин присутствует на совете перед битвой у Сены Галльской, его военный лагерь находится рядом с консульским, а во время самой битвы Нерон и Лицин действует бок о бок (Liv. 27. 46. 5; 47. 4; 48. 1). В битве заметно отличился и Катон (Nep. Cat. 1). Таким образом, мы можем проследить связь между представителями двух ветвей рода Порциев. Вероятно, Порции, так же как Клавдии и Валерии, способствовали продвижению Катона в этот период102.
Следующее по времени упоминание о Катоне относится ко времени его квестуры, которую Непот датирует 205 г. до н. э., а Цицерон и Ливий — 204 г. до н. э. (Nep. Cat. 1; Cic. Senect. 10, Brut. 60; Liv. 29. 25. 10). Первая дата выводится из сообщения Корнелия Непота о том, что Катон, будучи квестором, служил под началом консула 205 г. до н. э. Публия Корнелия Сципиона Африканского. Ливий, отмечая участие Катона в африканской экспедиции, называет его квестором, хотя на момент перевозки войск консульский год уже закончился103. Цицерон однозначно относит квестуру Катона к 204 г. до н. э. Э. Марморале попытался обосновать эту датировку, опираясь на сообщение Цицерона (Cic. Senect. 45) об учреждении в год квестуры Катона товариществ Великой Матери богов (sodalitates Magnae Matris). По его предположению, Катон занимался организацией этих товариществ104. Д. Кинаст в противовес выводам итальянского исследователя указывает на то, что, во-первых, если учреждение товариществ и было делом квесторов, то квесторов городских, а не провинциальных. Во-вторых, священный камень, являвшийся воплощением Великой Матери, прибыл в Рим 4 или 12 апреля 204 г. до н. э., когда Катон должен был находиться в Сицилии, если принять в качестве даты его претуры 204 г. до н. э.105 Противоречие в традиции может быть объяснено тем, что Непот по ошибке поставил «консул» вместо «проконсул» напротив имени Сципиона, что привело к переносу даты с 204 на 205 гг. до н. э. Возможно и другое объяснение: Катон в 205 г. до н. э. был квестором в армии Сципиона, а в 204 г. до н. э. участвовал в перевозке войск как проквестор (pro quaestore). При пролонгировании империя консула находившийся при нем квестор также получал проквесторские полномочия106. Из-за относительной незначительности квестуры проквесторы крайне редко упоминаются в источниках, поэтому анналисты, сведениями которых пользовались Цицерон и Ливий, вполне могли перепутать квестуру Катона с его проквестурой. Возможны оба предложенных варианта объяснения, хотя второй выглядит более предпочтительным, позволяя объяснить расхождения в сведениях Непота и с.25 Ливия-Цицерона.
Наиболее подробный рассказ о квестуре Катона содержится у Плутарха. Приведем его полностью: «…посланный в Африку квестором при Сципионе и видя, что тот и на войне не отказался от своей обычной расточительности и щедро раздает солдатам деньги, Катон без всяких обиняков обличил его, ставя ему в упрек не величину расходов, а то, что он губит исконную римскую простоту, ибо воины, не зная нужды ни в чем, привыкают к удовольствиям и изнеженности. Сципион ответил, что, на всех парусах идя навстречу войне, он отнюдь не нуждается в таком чрезмерно аккуратном квесторе — ведь не в деньгах, а в подвигах ему придется отчитываться перед римским народом. Тогда Катон покинул Сицилию и вместе с Фабием в сенате обвинил Сципиона в том, что он бросил на ветер огромные деньги и вел себя как мальчишка, пропадая в палестрах и театрах, точно не на войну, а на праздник приехал. Дело кончилось тем, что в Сицилию послали плебейских трибунов с поручением привести Сципиона в Рим, если обвинения подтвердятся, однако тот убедительно показал, что подготовка к войне есть залог победы, что он, действительно, старался на досуге угодить друзьям, но что его человеколюбие и щедрость никак не означает легкомыслия по отношению к серьезным и важным делам, отплыл в Африку» (Cat. Mai. 3) (пер.
Для того чтобы оценить степень достоверности информации Плутарха, необходимо определить источник, который он использовал. Анализ традиции показывает, что рассказ Плутарха основывался либо на сообщении Ливия, либо на сочинении какого-то анналиста, сведениями которого Ливий пользовался109. Римский историк пишет: «Толковали… о том, что сам Сципион ведет себя не по-римски и даже не по-военному: разгуливает в греческом плаще и сандалиях по гимнасию, занимается упражнениями и книжонками, и весь его штаб, такой же изнеженный и ленивый, наслаждается прелестями Сиракуз; Карфаген и Ганнибал выпали из их памяти, все войско испорчено своеволием, таким оно было в Сукроне в Испании, таково оно сейчас в Локрах — оно страшнее для союзников, чем для врага» (29. 19. 11—
В то же время в менее резкой форме конфликт между ними вполне мог иметь место. Ливий упоминает о том, что армия Сципиона была испорчена своеволием. Плутарх дополняет его рассказ сообщением о ссоре Катона и Сципиона из-за щедрых раздач последним денег солдатам. Со схожим обвинением в сенате выступил Фабий (Катон появляется там только у Плутарха), указывая на «царские» методы командования Сципиона. Некоторые сомнения в таком поводе для служебного конфликта возникают в связи с тем, что Сципион использовал средства не из государственной казны, а собственные и собранные союзниками. Из рассказа Ливия, однако, вытекает только то, что на деньги, собранные Сципионом, был построен и снаряжен флот (28. 45. 14). О том, каким образом снабжалась армия, историк ничего не говорит. Заметим, что в 214 и 210 гг. до н. э. снабжение флота снаряжением и гребцами также производилось на средства граждан (Liv. 24. 11. 7—
На наш взгляд, ссора между Сципионом и Катоном была лишь звеном в цепи событий, связанных с борьбой политических группировок в Риме вокруг планов ведения войны на заключительном ее этапе. Наиболее зримо она была обозначена столкновением в сенате двух самых влиятельных фигур того времени — Фабия и Сципиона. По мнению Г. Скаллард, в основе их конфликта лежало различие во взглядах на будущее Рима113. Более основательными выглядят выводы
В это же время вспыхивает скандал, связанный с легатом Сципиона Квинтом Племинием, которого жители Локр обвинили в многочисленных преступлениях. Как пишет Ливий, «люди были возмущены не столько преступлениями Племиния, сколько снисходительностью и невниманием Сципиона» (29. 16. 5). Этим незамедлительно воспользовался Фабий, указав в своем выступлении в сенате на характерную для армии Сципиона со времен войны в Испании распущенность и мятежность. Смысл выступления Фабия, по-видимому, сводился к тому, что именно Сципиону и его армии предстояло выполнение важнейшей задачи — переноса военных действий из Италии в Африку. То обстоятельство, что Сципион дискредитировал себя, логично подводило к заключавшему речь Фабия предложению лишить Сципиона проконсульской власти (Liv. 29. 19. 3—
Как представляется, открытый конфликт между Катоном и Сципионом стал возможен только во время пребывания сенатской комиссии в Сиракузах. Видимо, Катон дал показания не в пользу Сципиона, что и стало поводом для конфликта. Это предположение позволяет объяснить как сообщение Непота о ссоре, произошедшей между Порцием и Корнелием, так и то, почему Ливий, зная о квестуре Катона, не связывает его имя с антисципионовскими выступлениями в сенате. Реальным поводом к ним была подготовка африканской экспедиции, а эпизод, связанный с неподобающим поведением Сципиона, Ливий вставляет для усиления художественного эффекта своего повествования. Для этого он использует материал цицероновских речей, посвященных злоупотреблениям римских магистратов в Сицилии, сохранивший актуальность для современников Ливия. Однако, поскольку ни Ливию, ни Цицерону ничего не было известно о том, что Катон покидал Сицилию для того, чтобы выступить в сенате с обвинениями в адрес Сципиона, римскому историку пришлось оформить этот эпизод как с.29 безымянный, основанный на слухах.
Сципион после открыто обозначившегося конфликта с Катоном не мог сразу же отстранить его от участия в экспедиции. Несмотря на уверенность
Отдельную проблему составляет маршрут возвращения Катона в Рим. Корнелий Непот сообщает о том, что во время своей квестуры на обратном пути из Африки Катон вывез из Сардинии поэта Квинта Энния129. Аврелий Виктор также пишет о том, что Катон брал у Энния уроки греческого в Сардинии, однако, видимо, по ошибке относит это событие ко времени его претуры (De vir. ill. 47. 1)130. Остается открытым вопрос, почему Катон задерживается на Сардинии, если признать достоверными сведения о том, что он обучался греческому у Энния.
Следует отметить, что конфликт между Катоном и Сципионом имел не только политическую подоплеку — корни его лежат глубже. Политические интересы и личная вражда не были здесь единственным фактором. Незначительное, казалось бы, столкновение квестора со своим начальником протекало на фоне ожесточенной политической кампании, вызвавшей бурный общественный резонанс. Фабий Максим и Марк Катон с одной стороны, и Сципион Африканский, с другой, были фигурами, обозначившими столкновение интересов и идеологии двух общественных групп. Речь должна идти о столкновении двух систем ценностей, двух взглядов на природу и предназначение магистратского империя, взаимоотношений гражданина и общины. Пониманию того, какие конкретно силы стояли за Сципионом и Катоном, какие процессы обусловили их конфликт и привели к дальнейшей ожесточенной борьбе между ними, поможет выяснение общественных связей Катона, рассмотренных на фоне политических и социально-экономических проблем римского общества эпохи Ганнибаловой войны.
ПРИМЕЧАНИЯ