Fides в «Гражданской войне» Юлия Цезаря:
Исследование римской политической идеологии конца республиканской эпохи
Перевод с англ. О. В. Любимовой.
Введение
Цель этого введения состоит просто в том, чтобы кратко сообщить читателю, каков мой предмет и какова моя гипотеза об этом предмете.
Цезарь написал «Гражданскую войну», чтобы обосновать для сведущей в политике аудитории необычные действия, совершённые им в январе 49 г. до н. э., когда он покинул свою провинцию Галлия, чтобы воспротивиться определённым мерам, которые предприняло против него республиканское правительство в Риме1. Английский писатель Энтони Троллоп чётко излагает знаменитое событие:
До сих пор всё верно. К северу от Рубикона позиция Цезаря (до какого-то момента) была законной, но она стала незаконной, как только он перешёл на южный берег этой реки. Таким образом, он оказался вне закона и стал мятежным проконсулом, который начал вооружённую агрессию против законного правительства римского государства. Мнение Цезаря об этом правительстве (несомненно, дурное), как представляется, никак не могло послужить обоснованием для с.2 его поступка — ни в глазах древних, ни в наших глазах. Сегодня широко распространено убеждение, что в политически свободных обществах (для целей данного обсуждения Римская республика около 50—
Посмотрим, что ещё Троллоп пишет о поступке Цезаря. Особенно интересен его комментарий о том, как переход Цезаря через Рубикон восприняли его современники:
Здесь Троллоп уловил важную истину. На самом деле в то время поступок Цезаря не воспринимался как непоправимый, и переговоры о разрешении кризиса продолжались в течение нескольких недель после того, как Цезарь перешёл Рубикон и покинул свою провинцию. Мы можем сравнить утверждения и заявления Цезаря в «Гражданской войне» со сделанными в это же время наблюдениями Цицерона, сохранившимися в его письмах. Несмотря на множество свойственных Цицерону преувеличений и с.3 и частых катастрофических прогнозов, ясно, что в течение нескольких недель Цицерон продолжал надеяться, что кризис удастся разрешить, не причиняя непоправимого вреда Республике. В конце января 49 г. Цицерон пишет, что (мирные) условия Цезаря были приняты (Помпеем и консулами) с условием, что Цезарь оставит занятые им города за пределами его провинции5. Если Цезарь подчинится, то они (Помпей, консулы, Цицерон и остальной сенат) вернутся в Рим и решат этот вопрос в сенате6. Цицерон ещё надеется на мир и верит, что Цезарь сожалеет о своём безумии (Spero posse in praesentia pacem nos habere nam et illum furoria… suppaenitet)7. На следующий день Цицерон пишет, что, по его мнению, Цезарь отведёт войска из занятых им городов. Он поясняет, что Цезарь (если подчинится) выиграет (политически), если будет избран консулом, и выиграет менее несправедливо, чем если продолжит свой нынешний курс (Vicerit enim, si consul factus erit, et minore scelere vicerit, quam quo ingressus est)8. Для наших целей здесь важно отметить два важных момента. Во-первых, эти пассажи свидетельствуют о том, что современники не воспринимали необычный поступок Цезаря как необратимый по своим последствиям. Во-вторых, Цицерон вполне мог себе представить, что Цезарь будет избран законным консулом на следующий год на нормальных выборах и будет действовать внутри системы для достижения собственных политических целей, несмотря на тот факт, что Цезарь только что совершил нечто равносильное государственной с.4 измене. Более того, Цицерон не выказывает продолжительного негодования по этому поводу и, видимо, не питает в связи с этим особых опасений. Это обычное дело. Все грехи забыты.
Если оценивать римское политическое поведение в соответствии с принятыми современными представлениями, это создаёт для нас проблему. В современном мире должностные лица, открыто совершившие государственную измену, обычно полностью и навсегда лишаются права на государственную деятельность (если только не подвергаются смертной казни)9. В условиях действующей демократии такому лицу было бы трудно снова добиваться государственной должности, тем более — всего через несколько недель после своего преступления. Однако, хотя Цицерон считает действия Цезаря постыдными, он, видимо, не думает, что необычный поступок Цезаря навсегда лишил его права на государственную деятельность. Так не думает и сам Цезарь. Таким образом, Цицерон и Цезарь разделяют общую систему воззрений, как это ни удивительно, учитывая множество их политических расхождений. Но для нас здесь важнее всего то, что это не наша система воззрений.
Это приводит нас к цели данной диссертации. Мы задаёмся вопросом: что это за система воззрений, которая так легко допускает представление о том, что «необычный поступок», — то есть, поступок, совершённый в нарушение закона и без санкции «существующих властей», как выражается Троллоп, — может остаться безнаказанным, и многие граждане на одной или другой стороне иногда могут даже считать его необходимым, а действующие лица могут и оправдывать его, ссылаясь на то или иное основное положение республиканизма? Общий ответ, предлагаемый в данной диссертации, состоит в том, что это была с.5 система воззрений, в рамках которой гарантией того, что политик всегда будет действовать в интересах государства, а не в личных интересах, более всего считалась его личная репутация человека, обладающего fide.
Fides — это важнейшее римское понятие. Далее я скажу о его значении для римлян гораздо больше. Вкратце, fides — это в каком-то смысле непоколебимое нравственное достоинство. То есть, человек, наделённый fide, всегда поступает правильно по собственной воле; он не нуждается ни в каком особом побуждении, чтобы увидеть необходимость действия. Такой человек иногда может менять своё мнение о том, что является правильным, но никогда не меняет его в результате внешнего давления и никогда не добивается своих личных целей за счёт интересов государства. В Риме было крайне важно считаться таким человеком — человеком, который не держит нос по ветру. Политик, который в таких вопросах, как дружба и политические взгляды, стремится только снискать одобрение, бесполезен и как друг, и как союзник. Такого рода fides не является «непоколебимой»; поэтому от такого человека всегда ждут, что он предложит свои услуги тому, кто больше заплатит (образно выражаясь), и не станет соблюдать договорённости или соглашения, заключённые в интересах государства, если они невыгодны ему лично или если ему стало трудно их выполнить в силу неблагоприятных обстоятельств.
Поскольку между fide и интересами государства существовала столь прочная взаимосвязь, политики, столкнувшиеся с необычными обстоятельствами в политике, могли иногда предпринимать необычные или формально незаконные меры для борьбы с этими обстоятельствами и заявлять, что, поступая таким образом, они просто наилучшим образом защищают интересы государства. Неважно, были ли эти меры хорошими или плохими с нашей точки зрения. Важно то, что в Риме с.6 такие заявления выглядели убедительными для широких общественных кругов, если делавшие их политики славились своей fide. Именно это имело значение10.
Моя общая цель состоит в том, чтобы показать, что fides была одной из главных тем Цезаря в «Гражданской войне» и что первоначальная аудитория легко могла это понять. Из сказанного в предыдущем абзаце должно быть ясно, почему Цезарь в своём тексте придавал этой теме огромное значение; Цезарь желал убедить свою аудиторию в том, что он имел основания совершить необычный поступок — поступок, нарушающий закон и не одобренный ни сенатом, ни народом, — в защиту своих притязаний. Своё политическое дело Цезарь обосновывал непосредственно publica fide; то есть, идеологически глубоко укоренённым римским представлением о том, что забота о благе государства всегда должна быть главной заботой должностного лица (особенно для лиц сенаторского ранга, независимо от их участия или неучастия в государственных дела). Она всегда должна иметь преимущество перед частными и личными интересами. Моя гипотеза в этой диссертации состоит в том, что не только в «Гражданской войне» Цезаря, но и в сочинениях Цицерона publica fides как понятие включает не только обычные, но и некоторые необычные поступки, предпринимаемые государственными деятелями11. Отсюда можно сделать вывод, что некоторые необычные, недозволенные или беспрецедентные поступки иногда могли рассматриваться как легитимные, если считалось, что совершающие их люди руководствуются и мотивируются publica fide. Поэтому Цезарь (несколько парадоксально) сознательно защищает свой переход Рубикона в «Гражданской войне», исходя из внезаконных оснований publicae fidei — и, вероятно, Помпей с.7 защищал бы любое решение вступить в переговоры с Цезарем после того, как он перешёл Рубикон, на тех же самых основаниях12.
В сенате это часто означало, что если не существует чёткого прецедента, то сенатор, принимая решение, должен руководствоваться fide. Но даже если прецедент и имеется, fides не предполагает слепого следования ему, без оглядки на справедливость; и у Цезаря, и у Цицерона fides не формальна. Цезарь скрыто осуждает решение сената по поводу его дела в декабре 50 г. и январе 49 г. именно за то, что, поскольку в законе не было чёткого прецедента, на который могли бы ориентироваться сенаторы, им следовало руководствоваться fide, принимая решение относительно его притязаний, однако в конечном счёте они этого не сделали. Поскольку они не соблюли fidem, они подвели Республику и нанесли нестерпимый удар dignitati Цезаря — удар, на который он имел право ответить.
Цезарь пишет, ожидая, что римляне политического класса хорошо поймут его положение и будут ему сочувствовать. Вот почему не только в решающей части (BC. I. 1—
Действительно, в главе 4 мы увидим, что знаменитые ссылки Цезаря на его dignitatem (BC. I. 7—
Конечно, в параграфах BC. I. 1—
Однако главные политические темы «Гражданской войны» определены для аудитории в параграфах I. 1—
Идеология fidei была важна. Древние римляне, в том числе и Цезарь, жили в рамках этой идеологии.
ПРИМЕЧАНИЯ