МИРОН В СВЕТЕ АНТИЧНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Нашими главными источниками для исследования творчества Мирона, как — и вообще по вопросам, касающимся греческих художников, являются римский энциклопедист Плиний, погибший при извержении Везувия в
Мирон был родом из маленького города Элевфер, лежащего на границе Аттики и Беотии и, как важное укрепленное место, переходившего из рук в руки. Но мы вправе причислить Мирона к аттическим художникам, так как его мастерская, по-видимому, находилась в Афинах, и художественный облик его близко связан с аттическим искусством. Павзаний иногда прямо называет его афинянином. Главный расцвет его деятельности падает на вторую четверть V века, т.е. на эпоху непосредственно после Персидских войн и период величайшего блеска с.13 афинского могущества. Его сын, Ликий, унаследовавший талант отца, был известным художником уже в начале
Плиний называет Мирона учеником аргосского художника Агелада. Хотя это указание, может быть, не точно, так как Агелад работал преимущественно в конце VI в., мы все-таки не должны были бы отвергнуть такое свидетельство целиком. Правда, мы убедимся, на основании разбора памятников, что ионийские мастера оказывали особенно сильное влияние на Мирона; но наряду с этими ионийскими чертами в художественном облике его нам придется отмечать стилистические особенности, объяснимые лишь влиянием противоположных ионийцам элементов. Весьма возможно, что эти неионийские черты восходят именно к аргосским образцам, которые Мирон изучал в своей молодости. Поэтому имени Агелада, не как личности, а как представителя определенного художественного направления, должно быть отведено настоящее место в истории развития великого аттического мастера; к тому же излюбленным материалом его была бронза, в которой почти исключительно работали аргосские художники.
Из перечня произведений Мирона явствует, что слава его распространилась по всем странам греческой культуры: они находились в Греции, в Малой Азии и в греческих колониях Южной Италии. Римляне также высоко ценили его произведения. Римские полководцы, расхищавшие во время завоевания Греции и Малой Азии древние культурные центры, перевели в Рим целый ряд его статуй, и лишь часть их была возвращена прежним владельцам императором Августом, когда римская политика по отношению к провинциям приняла другой характер. Наши сведения о произведениях мастера, разумеется, далеко не полны, и вопрос о том, какие из них действительно принадлежат его резцу, осложняется тем обстоятельством, что, вероятно, значительно позже, в конце III и в начале II века до Р. Х. работал другой художник того же имени, произведения которого, может быть, попадали в списки произведений знаменитого художника V в., ибо художественно-историческое образование тех писателей, на свидетельство которых нам с.14 приходится опираться, стояло далеко не на высоте, и на критические способности их рассчитывать нельзя.
Сюжеты Мироновских произведений весьма разнообразны. Большой славой пользовались его изображения богов и героев. Статуя Аполлона в Эфесе была похищена триумвиром Антонином и перевезена в Рим, но император Август вернул ее в Эфес, подчиняясь, как рассказывает Плиний, требованию сновидения. Другая статуя Аполлона стояла в Агригенте, в храме Асклепия, и была похищена оттуда Верресом; по словам Цицерона, имя Мирона было выложено инкрустацией серебром на ноге фигуры. В Орхомене, в Беотии, стояла статуя Диониса, которую Павзаний считает одним из лучших произведений Мирона. Сулла перевез ее из Орхомена и поставил ее на Геликоне; может быть, та же статуя прославляется эпиграммой в греческой антологии, хотя возможно, что Мирон сделал не одну статую Диониса. Павзаний считал лучшим произведением Мирона статую древне-аттического героя-бога Эрехфея, стоявшую в Афинах. Большой славой пользовались его изображения Геракла. Одну из этих статуй видел Плиний в храме, выстроенном Помпеем у большого ристалища (Circus Maximus) в Риме; возможно, что Помпей перевез ее в Рим из Малой Азии в
Любопытны две группы, состоявшие из нескольких самостоятельных фигур, соединенных только общей базой. Одну из трех фигур видел ученый путешественник Страбон в храме Геры на о. Самосе, там стояли «три статуи Мирона колоссальных размеров, поставленные на одной базе, которые увез с собой Антоний; но божественный Август водворил статуи Афины и Геракла на ту же базу, статую же Зевса он перевез на Капитолий, соорудив для нее часовню». По всей вероятности, группа изображала принятие Геракла на Олимп в сопровождении его постоянной покровительницы Афины. Из слов Страбона явствует, что эти фигуры не составляли одной группы в современном смысле слова, а были связаны лишь сюжетом. О второй группе подобного же с.15 рода сообщает Плиний: «Мирон сделал сатира, с удивлением смотрящего на флейты, и статую Минервы». По всей вероятности эта группа тожественна с группой, описанной путешественником II века по Р. Х. Павзанием, как находящаяся на афинском акрополе: «Там [на акрополе в Афинах] изображена Афина, бьющая Марсия за то, что он поднял флейты, несмотря на то, что богиня желала, чтобы они остались брошенными». Эти сообщения передают любопытный факт, что на самом видном месте, на акрополе, стояла группа на тему из беотийского мифа о силене Марсии; но был воспроизведен афинский вариант мифа, имевший целью высмеивание беотийцев. Вот в кратких чертах содержание легенды. Афина изобрела флейты, но игра ее на этом инструменте не имела успеха в кругу олимпийских богов, Афродита и Гера даже не могли удержаться от смеха. Обиженная этим неожиданным оборотом богиня ушла и во время игры на своей флейте посмотрела на себя в зеркальную поверхность ключа; тут она заметила, что щеки ее безобразно раздувались при игре, и поняла причину смеха своих соперниц. Разгневавшись, она бросила флейты, проклиная того, кто их поднимет; силен Марсий был свидетелем этой сцены; овладев флейтами, он стал упражняться в игре и, наконец, вызвал на состязание Аполлона, которое привело к роковому для Марсия концу. В такой форме миф передавался и был популярен в Афинах, ибо он содержал насмешку над ненавистными афинянам беотийцами, национальным инструментом которых считалась флейта. Это произведение Мирона получило для нас особое значение благодаря тому, что обе фигуры дошли до нас в хороших повторениях, о которых будет речь ниже.
Величайшую славу Мирон приобрел статуями победоносных атлетов. Уже в VI в. победители на национальных играх имели право увековечить свои победы статуями, которые находили себе место по большей части там, где победы были одержаны. Наиболее выдающиеся мастера изготовляли эти статуи, которые в редких случаях были портретными, а изображали только идеалы красоты. Таким образом, Олимп и Дельфы превратились в настоящие музеи, благодаря победным статуям работы художников всех времен и школ. Многие из этих статуй получили каноническое в художественном отношении значение, и римские меценаты и коллекционеры в большом количестве заказывали копии с этих шедевров великих мастеров. Победы на играх считались национальной гордостью, и статуи нередко посвящались не самими победителями, а городами и коммунами, иногда долго после смерти самих атлетов. Из шести статуй этого рода работы Мирона, упомянутых Павзанием, с.16 представляют для нас интерес две: статуя лакедемонянина Ладаса, знаменитого бегуна, умершего от переутомления после своей последней победы на Олимпийских играх, и статуя неизвестного по имени атлета, прославившаяся под названием «метателя диска», Дискобола. Из других фигур некоторые важны для нас лишь в хронологическом отношении, так как даты их побед известны и помогают нам определить приблизительно время деятельности художника.
До сих пор не удалось найти среди дошедших до нас мраморных копий повторения статуи Ладаса, но описания ее в двух эпиграммах антологии дают довольно ясное представление о характере фигуры. Атлет был изображен в момент высшего напряжения сил почти уже у самой цели: «он высоко поднимается на пальцах ног, все нервы напряжены»... «бронзовая фигура хватается за победный венок, пьедестал не удержит ее на себе». Подобными выражениями поэты описывают удивительно живой мотив фигуры и смелость художественного замысла, остановившегося на изображении мимолетного мгновения. Выбор момента чрезвычайно характерен для Мирона и вполне согласуется с теми данными, которыми нас снабжают копии с других его фигур. Вторая статуя, «Дискобол», подробно описана Лукианом, автором второй половины II в. по Р. Х., и приводится оратором Квинтилианом как пример красоты неправильных линий. Вот описание Лукиана (по переводу
Упомянем еще об одной статуе, приведенной Плинием, как произведение Мирона: «В Смирне находится (мраморная) статуя пьяной старухи, принадлежащая к самым знаменитым произведениям, работа того Мирона, который славится, как мастер по работе в бронзе». Из-за сюжета чрезвычайно натуралистичного характера обыкновенно относят эту скульптуру к произведениям младшего Мирона, о котором мы упомянули выше. Ибо по мнению большинства исследователей, только искусство эллинизма, к которому принадлежал этот младший Мирон, было способно с.17 на подобный реализм в скульптуре. Однако, Плиний прямо называет ее работой знаменитого Мирона, т.е. художника V в., и так как все более и более обнаруживается, что скульптура первой половины и средины V в. производила много опытов даже в этом направлении, то мы вовсе не можем считать этот вопрос решенным в пользу младшего Мирона.
Очень много внимания уделяют античные писатели, преимущественно поэты в эпиграммах, собранных в греческой антологии, знаменитой статуе коровы Мирона, которая еще в эпоху Цицерона находилась в Афинах; впоследствии же она была перенесена в Рим и поставлена в храм мира. Все писатели хвалят поразительный натурализм в ее исполнении, но, к сожалению, мы лишены возможности составить себе более ясное представление о ней, так как все попытки к отожествлению ее с одним из многочисленных дошедших до нас типов оказались тщетными. Вообще изображения животных Мирона были знамениты в древности: Плиний упоминает о фигуре собаки. Вокруг алтаря в портике храма Аполлона на Палатине в Риме были поставлены четыре статуи быков, которых видел там Проперций. Наконец, Мирон занимался и прикладным искусством; серебряные сосуды его руки пользовались большой славой, и их собирали римские коллекционеры; любопытно, что в это время появлялись и подделки серебряных сосудов с подписями Мирона.
Эти скудные сообщения о произведениях художника свидетельствуют прежде всего о большой разносторонности его. Наряду с торжественными статуями богов культового характера — фигуры атлетов в поразительных по своей смелости мотивах, натуралистичные изображения животных и, наконец, изделия из серебра тончайшей работы.
Впечатление, получаемое от этого перечня, подтверждается и характеристикой особенностей стиля Мирона, которую дают преимущественно Плиний и Квинтилиан на основании критических отзывов греческих писателей. Эти характеристики очень примитивны, но могут быть полезными при разборе его произведений. Вот главные тексты; Плиний пишет: «он давал больше свободы правде (дословно: он умножал правду), он был продуктивнее Поликлета [знаменитого аргосского скульптора второй половины V в. до Р. Х.] и тщательнее в соблюдении правильных пропорций (дословно: симметрии), но хотя он интересовался движениями тела, он не выражал чувств души. В отделке волос он не пошел дальше примитивного искусства». Квинтилиан указывает на то, что Мирон работал свободнее других мастеров той же эпохи.
с.18 Из этих кратких слов следует, что античные критики признавали в Мироне великого новатора. Правда, в трактовке отдельных частей он обнаруживал еще архаическую манеру; он не мог совершенно отделаться от приемов той эпохи, в которой он родился и в среде которой он начал работать; он не дошел еще до полной характеристики выражения лица, как носителя душевной жизни человека, но наблюдательность его стояла очень высоко и привела к обогащению искусства этого периода рядом новых мотивов. Что касается пропорциональной системы, по выражению источников Плиния «симметрии», то следует иметь в виду, что идеал позднейших времен отличался длинными пропорциями, так что голова составляла лишь седьмую часть высоты фигуры. Если, следовательно, указывается на тщательность работы в этом отношении у Мирона, то следует понимать эту похвалу в том смысле, что пропорции статуй Мирона уже приближались к системе более поздних времен, т.е., что голова была меньше по своему объему, а руки и ноги длиннее по сравнению с туловищем, чем на произведениях многих других художников V в., например, Поликлета, на которого в данном контексте Плиний и указывает. Но, разумеется, никакие слова не могут дать живого представления о пластической фигуре, и худшая копия с оригинала художника даст нам более реальную базу для суждения о нем, чем самые красноречивые описания.