Картины из бытовой истории Рима
в эпоху от Августа до конца династии Антонинов.
Часть I.
Перевод под редакцией Ф. Зелинского, заслуженного профессора Санкт-Петербургского Университета и С. Меликовой, преподавательницы Санкт-Петербургских Высших Женских Курсов.
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную.
с.153
4. Третье сословие.
Среди огромной массы римского населения, которую можно назвать третьим сословием, преобладающее большинство, без всякого сомнения, принадлежало пролетариату, вся жизнь которого концентрировалась вокруг «хлеба и зрелищ». Число пролетариата постоянно возрастало, вследствие прилива из провинций, который был вызван льготами этого положения. Но публично раздаваемого хлеба едва хватало для большинства мужского свободного населения, бедность и нужда царили поэтому в этом большом городе, в котором все отличилось чрезвычайной дороговизной. «Для бедных, — говорит Мартиал, — презрение жизни в духе стоиков не являлось особенной заслугой. Их темные комнатки, к которым вели “200 ступенек”, были так низки, что нельзя было войти в них, не согнувшись1. Их очаг был часто холоден, вся обстановка их состояла из кувшина с отломанной ручкой, матраса, клопа, кучки соломы и пустой кровати; их единственной защитой от холода была короткая тога, служившая им и днем и ночью; их пищей было кислое, как уксус, вино и черный хлеб»2. Кроме хлеба, пищей низших классов были овощи, главным образом, бобы и репа (составлявшие «обед ремесленников»)3, чечевица, лук, чеснок4, горох (купив его на один ас, можно было вполне насытиться)5 и дешевая рыба6; сваренная с луком баранья или копченая свиная голова7 считалась роскошным обедом8. Первого июля (последний срок для перемены квартиры) часто можно было видеть, как бедные с.154 семьи, которых домохозяин выгнал, отобрав у них лучшие вещи, за то, что они два года не платили за квартиру, с остатком своего имущества переходили через улицу, как это описывается у того же поэта, который называет это зрелище «позором
Но, несмотря на все это, и среди низших классов встречались порою достаток и богатство, вызванные отчасти неожиданной переменой судьбы, которая чаще всего была благосклонна к рабам. Плиний рассказывает о Клесиппе, горбатом и вообще некрасивом рабе, изучавшем валяльное ремесло, который во время одного аукциона был куплен некоей Геганией в придачу к коринфскому канделябру. Он стал любовником своей госпожи и ее наследником. Став богатым человеком, он чтил вместо богов канделябр, благодаря которому он возвысился и разбогател22. Подобные случаи бывали, по всей вероятности, довольно часты в императорскую эпоху. Богатство Филосторга, бывшего любимца (Лициния) Суры (могущественного друга Траяна), приводило в негодование одного друга философа Эпиктета, который, однако, ответил ему, что он не имеет с.155 никакого права жаловаться на судьбу, так как сам не пожелал бы купить себе самое блестящее положение тою ценой, какою купил себе его Филосторг23. Ювеналу пришлось дожить до того, что цирюльник, под бритвой которого шумела когда-то его борода, купил себе много вилл, и состоянием своим мог бы потягаться со всею аристократией24. Мартиалу пришлось видеть, как один вольноотпущенник-сапожник, привыкший разрывать старые шкуры зубами, стал вести роскошный образ жизни в Пренестинском поместье своего бывшего господина25. Люди, которые некогда в качестве трубачей, во время борьбы гладиаторов, перебирались из города в город, с течением времени становились настолько богатыми, что сами устраивали гладиаторские игры; один бывший сапожник при Домитиане устроил подобные состязания в Болонье, а бывший валяльщик — в Модене26, где это ремесло, находящееся в связи с производством шерсти27, по всей вероятности, в это время процветало. Хотя подобные случаи счастья и были довольно редки, но совершенно обыденным делом было, что мелочные торговцы, торговавшие грязным товаром, и устроители аукционов зарабатывали больше, чем адвокаты28. Ежегодный доход в
ПРИМЕЧАНИЯ